29 августа 2022 года доцент кафедры философии Дубравина Александра Михайловна выступила на педагогическом совете в ГУО «Средняя школа №18 им.Л.М.Доватора г.Гродно». Цель выступления: ознакомить педагогический коллектив с международным культурно-гуманитарным проектом «Киноуроки в школах мира».
Данный проект реализуется Автономной некоммерческой организацией «Центр развития интеллектуальных и творческих способностей „Интелрост“» (г.Санкт-Петербург, Россия) и нацелен на создание инновационной системы нравственного воспитания, охватывающей все ступени общего образования.
Методическим обеспечением системы являются киноуроки – детские короткометражные художественные фильмы, раскрывающие нравственные понятия и ценности человека, и рекомендации для педагогов.
Предлагаемая система нацелена на воспитание у школьников внутренних нравственных качеств личности, которые напрямую влияют на образ мышления, формирование объективной оценки собственных и чужих поступков, а также их последствий для человека, окружающей среды, государства.
При разработке идеи проекта использован системный подход, сформирована таблица созидательных качеств личности, понятий и принципов, включающая 99 понятий (качеств), в соответствии с количеством месяцев обучения в общеобразовательных учреждениях с 1 по 11 классы. Уровень сложности вводимых понятий (принципов, ценностей) увеличивается от месяца к месяцу, от одного учебного года к другому, с учетом взросления школьников, их готовности к восприятию более сложного и глубокого материала.
Каждое качество раскрывается в идее одного профессионального короткометражного игрового фильма, задача которого – вызвать эмоциональный интерес, раскрыть образ героя, модель поведения. К каждому фильму создается методическое пособие для учителя, предлагающее способ подачи учебно-воспитательного материала, раскрывающее авторский замысел содержания, расставляя акценты при формировании восприятия школьниками вводимого понятия, его значения и вариантов проявления в жизни. Важный результат киноурока – возникающая у школьников потребность подражания героям, обладающим рассматриваемым качеством. Заключительным этапом каждого киноурока является социальная практика, общественно-полезное социально значимое дело, инициированное классом после просмотра фильма и реализованное как закрепление данного понятия на практике.
Содержание социальной практики должно быть направлено на решение актуальных задач, способствующих преображению социальных, культурных и духовно-нравственных аспектов человеческой жизни:
а) экология (охрана окружающей среды, обращение с отходами);
б) благоустройство территорий;
в) благотворительная и волонтерская помощь ветеранам, пенсионерам, людям с ограниченными возможностями здоровья и т.п.;
г) сохранение исторического и культурного наследия;
д) организация досуга;
е) пропаганда здорового образа жизни, развитие физкультуры и спорта;
ж) профилактика употребления психоактивных веществ;
з) профилактика рисков, связанных с вовлечением детей и подростков в зависимое поведение;
и) укрепление межнациональных (межэтнических) отношений.
Инновационная система нравственного воспитания школьников, создаваемая в рамках проекта, позволяет организовать воспитательный процесс в общеобразовательных учреждениях в увлекательной интерактивной форме. Современная школа, как значимый социальный институт развития подрастающего поколения, нуждается в качественном инновационном инструменте, способном сформировать в школьниках стремление к высоким идеалам, побудить к скорейшей реализации высоконравственных целей на практике.
Материалы проекта имеют положительное экспертное заключение Научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь.
Фильмы проекта созданы благодаря участию более 2-х миллионов школьников 52 субъектов Российской Федерации в благотворительной акции «Киноэкология», в ходе которой проводился сбор макулатуры. Все участники акции указываются в титрах фильма. Вырученные средства были направлены на создание киноуроков, которые передаются школам Республики Беларусь на безвозмездной основе. Масштабность вклада детей, специалистов сферы образования и искусства в создание киноуроков, передаваемых от школ России школам Беларуси, является знаком проявления доброй воли и дружбы между народами двух государств.
Образовательные учреждения Республики Беларусь имеют возможность присоединиться к проекту, выступив сопродюсерами своих киноуроков с отличительным названием «Школы Беларуси – школам мира».